Уважаемые жители деревни Богурданы!
9 мая 2013 года в 14 часов 00 минут состоится велосипедный кросс, в честь воина-афганца, односельчанина
Краснова Владимира Михайловича
Желающих принимать участие просим без опозданий собраться около магазина РАЙПО. Возраст участников не ограничен. Ждем спонсоров на призы участникам.
Несколько лет назад в деревне Богурданы Канашского района похоронили воина-«афганца» Владимира Краснова. Односельчане знают: умер он от ран, полученных в боях при выполнении интернационального долга. Как воевал чувашский парень в далекой горной стране, при каких обстоятельствах получил ранения? Об этом даже его отец и друзья знают немного. – Несколько лет мы бок о бок работали в колхозе механизаторами, – рассказывает односельчанин воина-«афганца» Руслан Иванов. – Часто я к нему обращался: «Расскажи про Афган». Но у него всегда был один ответ: «Давай об этом поговорим в следующий раз». Однажды, когда мылись в бане, увидел на его ноге страшную рану. Но и тут особо разговорить Владимира не удалось. Лишь в двух словах объяснил, что на горных дорогах автомобиль, за рулем которого он сидел, подорвался на мине... Не секрет, о солдатских буднях мужики трепаться любят, а тут каждое слово хоть клещами выдергивай. Ни о своем самочувствии, ни о днях службы Владимир Краснов никому не рассказывал. Дело тут, пожалуй, не в природной скромности: бывший воин не раз смотрел смерти в глаза, в оцинкованных гробах отправлял на родину погибших товарищей. Видимо, он долго не отходил от шока, полученного в боях, ворошить прошлое было тяжело. Владимиру Краснову, конечно же, было что вспоминать. После похорон сына среди документов родители нашли один из номеров армейской газеты. В заметке «Оправданный риск» рядовой Ю. Борисов так рассказывал о чувашском воине: «...Офицер В. Трушев с досадой смотрел на огромные валуны завала, перекрывшие дорогу. Срывалось выполнение приказа старшего начальника, обязавшего мотострелков срочно выйти в указанный район для оказания помощи соседнему подразделению, наткнувшемуся на организованную оборону противника. Возвратиться назад и быстро совершить марш по другой горной тропе – значит потерять много дорогого времени. Попытаться разобрать завал своими силами? На это уйдет времени не меньше. – Товарищ лейтенант, – тихо обратился к офицеру механик-водитель рядовой В. Краснов. – Можно вот здесь попробовать проехать? Он показал жестом на крутой спуск в устье горной речушки, метров сорок глубины. – Разрешите мне? – не дожидаясь ответа командира, попросил воин. По всем характеристикам, БМП здесь не могла пройти. Но другого выхода нет. По команде десант покинул машину. Медленно развернувшись вправо, БМП продвинулась вперед, в ущелье. Переместившийся центр тяжести резко наклонил нос машины вниз. Казалось, еще секунда – и она перевернется. Но, к всеобщему одобрению, этого не случилось. Механик-водитель рядовой В. Краснов, умело чередуя переключение скоростей, метр за метром спускался к руслу реки. Несколько раз наступал момент, когда БМП отрывалась от земли задней частью гусениц, но смелый воин, чувствуя дыхание машины, тут же переключал скорость, давал многотонной машине по инерции скатываться вниз на несколько метров. Затем снова первая, пониженная... Наконец, машина замерла у самой кромки водного потока. Механик-водитель В. Краснов, открыв люк, помахал рукой товарищам. Вскоре подразделение в полном составе выстроилось в колонну, готовясь к маршу. Все механики-водители, следуя примеру смелого товарища, уверенно преодолели естественное препятствие, затратив немного времени». И это – не единственное печатное свидетельство о мужестве «молчаливого» солдата Владимира Краснова. В книге журналиста П. Сидорова «Сквозь огонь Афганистана» (Чебоксары, 1990 г.) находим захватывающий эпизод, когда уроженец деревни Богурданы В. Михайлов со своим земляком С. Тимофеевым, рискуя жизнью, вытащили из горящей машины капитана Кукса. Но вот почему автор придумал солдату такой «псевдоним» – неизвестно. Письма и открытки капитана неопровержимо свидетельствуют, что в спасении своего командира участвовал именно В. Краснов. – Демобилизовался Владимир после длительного лечения в госпитале, ему дали первую группу инвалидности, – вспоминает далее Руслан Иванов. – Год он проработал на колхозной пасеке. Когда в хозяйство поступил новый КамАЗ, не удержался, вновь начал крутить баранку. Показал себя только с положительной стороны: был легок на подъем, в любое время года выезжал на дальние рейсы. Помню, однажды в Йошкар-Оле зимой вместе ночевали в кабине. На самочувствие он не жаловался. Я даже не знал, по какой причине Володя оказывался на больничной койке. Доходили обрывочные сведения, что подразделение, где служил В. Краснов, было атаковано душманами химическим оружием, начиненным «долгоиграющим» газом. ...В мае 1996 года в дер. Богурданы пришло письмо, подписанное Героем Советского Союза, президентом Республики Ингушетия Русланом Аушевым: «Приглашаю Вас на встречу воинов-интернационалистов 180-го мотострелкового полка, которая состоится в г. Назрань 6 мая и продлится 4 дня. Добраться можно двумя способами: в аэропорту «Внуково» г. Москвы Вас будет ожидать самолет, который совершит рейс до аэропорта «Ингушетия»; 6 мая представители оргкомитета Вас будут встречать на железнодорожном вокзале г. Владикавказ. С собой иметь спортивную (полевую) форму. Свое прибытие просим подтвердить телеграммой». Не суждено было В. Краснову посидеть в кругу боевых товарищей. Он уже спал вечным сном на деревенском кладбище. Валерий АЛЕКСИН
|